Консультация для родителей. Читаем книги – развиваем речь
В последние годы популярность чтения заметно снизилась. Результаты различных исследований говорят о том, что даже дошкольники предпочитают книге просмотр мультфильмов по телевизору или компьютерные игры. Это является одной из причин недостаточного развития речи у детей. Ведь книги учат размышлять, анализировать, сопереживать. Благодаря чтению книг у детей развивается воображение, пополняется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи. Подбирать книги необходимо в соответствии с возрастом ребенка. В детской книжке обязательно должны быть яркие, красочные иллюстрации. После прочтения нужно обсудить произведение с ребенком, задать ему вопросы по тексту, совместно охарактеризовать главных героев.
Почему так важно читать малышам книги?
1. Вы показываете свою любовь к ребенку. Каких-нибудь 15-20 минут эмоционального чтения могут очень много дать для развития ребенка. В это время ребенок не просто слушает сказку, он слышит родной голос и чувствует родительскую заботу. И никакой мультфильм или аудиозапись не даст больше пользы, чем прочитанная родителем сказка или рассказ.
2. Вы учите ребенка жизни. Сказки помогают понять что хорошо, а что плохо. Слушая сказки, ребенок переживает, учится положительным качествам, накапливает свой жизненный опыт.
3. Развиваете речь и память. Чтение детских книг расширяет словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, развивают связную речь, учит последовательно и логично строить фразу, способствует формированию эмоциональной, выразительной речи.
Во многих сказках есть повторы, например, «Катится-катится Колобок, а навстречу ему...». Такие повторы развивают память ребенка. Часто дети просят прочитать понравившуюся сказку несколько раз. Читайте столько раз, сколько он просит. Во время одного из таких повторных прочтений можно остановиться на каком-то моменте и попросить ребенка продолжить.
Также большую пользу даст чтение стихов. Читая стихи, вы развиваете у ребенка чувство ритма. Можно также потренировать память, попросив ребенка продолжить знакомые строчки.
Если вы заметили, что ребенок устал слушать, сделайте перерыв, проведите физкультминутку.
В процессе чтения объясняйте значение непонятных слов, рассматривайте картинки в книжке. После прочтения побеседуйте с малышом о том, что интересного он узнал, что ему понравилось. Предложите ребенку вместе нарисовать картинку к понравившемуся фрагменту из произведения.