«Использование логоритмических упражнений в режимных моментах группы»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов учреждения в вопросе использования логоритмическихупражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах группы.
Ход консультации
1. Логоритмика. Основные понятия.
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста.
Одной из таких форм является логоритмика– система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, способствующие:
• повышению уровня звукопроизношения;
• овладение структурой слова;
• расширению словарного запаса детей дошкольного возраста;
• укреплению здоровья ребенка (в результате в его организме
происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной);
• развитию моторных и сенсорных функций, чувства равновесия,
осанки и походки.
Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод, так и как часть занятия.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы:
• последовательность;
• постепенное усложнение и повторяемость материала;
• отработка ритмической структуры слова;
• четкое произношение доступных по возрасту звуков;
• обогащение словаря детей.
Музыкально-ритмические упражнениянаправлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции речевых нарушений у детей можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.
2. Задачи, направления и варианты логоритмических упражнений и игр.
Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:
• развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие фонематического слуха;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие общей и тонкой моторики, мимики;
• развитие физиологического и фонационного дыхания;
• формирование артикуляционной базы звуков;
• развитие чувства ритма;
• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;
• развитие коммуникативных качеств.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.
Таблица 1.
Развитие неречевых процессов |
Развитие речи детей и коррекция их речевых нарушений |
• совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; • регуляция мышечного тонуса; • развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; • активизация всех видов внимания и памяти. |
• развитие дыхания, голоса; • выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; • развитие артикуляционной и мимической моторики; • координация речи с движением; • воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. |
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой:
• под музыку;
• под счет;
• словесное и стихотворное сопровождение.
Формы работы с детьми:
• групповые;
• подгрупповые;
• индивидуальные.
При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:
• пальчиковые игры или массаж пальцев;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• стихотворения, сопровождаемые движениями;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• чистоговорки;
• речевые и музыкальные игры;
• различные виды ходьбы и бега под музыку;
• ритмические упражнения, пение;
• подвижные игры, драматизации;
• мимические упражнения;
• упражнения на релаксацию под музыку.
В процессе коррекционной работы важно уделять большое внимание речедвигательнымиграм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.
Речедвигательные игры и упражнения
Таблица 2.
Виды упражнений и тренингов |
|||||||
Дыхательно-артикуляционный тренинг |
Игровой массаж |
Пальчиковая гимнастика |
Театрализованные игры |
Креативный тренинг |
Танцевально - ритмические упражнения |
Эмоционально-волевой тренинг |
|
Цель |
Формирование неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков |
Снятие мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения |
Развитие мелкой моторики, координации движений рук и пальцев с речью |
Развития просодических компонентов речи |
Развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления |
Развитие чувства ритма и двигательных способностей |
Развитие сензитивныхспособностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки |
Особенности применения |
Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога |
Упражнения для рук с использованием различных предметов |
Упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру |
Соединение ритмичной, выразительной речи с движением |
Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают графические и словесные образы |
Упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела. |
Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики |
3. Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах.
Варианты использования логоритмическихупражнений в режимных моментах группы:
• утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями;
• проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку;
• динамические паузы между занятиями;
• физкультурные сюжетные формы занятия с использованием речевого материала;
• логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса;
• гимнастика со звукоподражанием;
• подвижные игры с речетативом и движениями;
• логоритмические досуги.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
4. Заключение.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей прослеживается положительная динамика в различных сферах:
• перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем;
• улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной;
• появляется стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям;
• легче происходит осваивание необходимого объема движений танцев;
• формируются основы культуры движения, правильная осанка;
• оттачивается умение понимать ориентировку на себе (правая -левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад);
• появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.
Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.