Примеры логоритмических упражнений для дошкольников
Дыхательно – артикуляционный тренинг
«Ветер, ветер...»
Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«Поющий мяч»
Цель: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.
Игровой материал: мяч.
Методика проведения: Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропеватьзвук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика
«Что - где?»
Цель: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа.
Методика проведения: педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения.
Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, |
прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза; |
Носик – пуговкой у нас, |
Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза; |
Брови – ниточкой у глаз. |
Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую; |
Ушки маленькие, |
Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей |
Губки аленькие, |
Облизываем губы по часовой стрелке; |
Щечки, |
Мягкие поглаживания по щекам; |
Шейка, |
Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника; |
Лобик, |
Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны; |
Рот |
Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке; |
И наш пухленький живот! |
Поглаживание по часовой стрелке |
Речевые игры и ролевые стихи
«Повстречались»
Цель: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.
Методика проведения: Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.
Повстречались два котенка - Мяу - мяу! |
Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; |
Два щенка - ав - ав! |
Соединяют безымянные пальцы; |
Два жеребенка - иго-го! |
Соединяет средние пальцы; |
Два козленка – ме-е! |
Соединяют указательные пальцы; |
Два быка - му-у! Смотри, какие рога! |
Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу». |
«Озвучиваем сказки»
Цель: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.
Методика проведения: Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.
Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике».
Живет у бабушки козлик - остренькие рожки, да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи козлик в лес!». А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге |
дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям |
Перепрыгнул через забор |
дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям |
и побежал по мостовой |
дети попеременно кулачками стучат по груди |
бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…». |
|
Педагог: «Ой, что это?» |
Дети: «Ой, что это?» |
Педагог: «Болото! Его не обойти?» |
Дети: «Его не обойти!» |
Педагог: «Дорога напрямик!» |
«чап-чап-чап» – дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щёки |
Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь… |
дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям |
Педагог: «Ой, что это?» |
Дети: «Ой, что это?» |
Педагог: «Река! Ее не обойти?» |
Дети: «Не обойти!» |
Педагог: «Дорога напрямик!» |
Дети: «Буль–буль-буль!» |
Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…» |
|
Педагог: «Ой, что это?» |
Дети: «Ой, что это?» |
Педагог: «Лес! Страшный лес». |
Дети: «У-у-у». |
Педагог: «Дремучий лес». |
Дети: «Ш-ш-ш». |
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку |
дети: «буль-буль-буль» |
по болоту |
дети: «чап-чап-чап» -оттягивают правую и левую щёки |
по мостовой |
кулачками поочередно стучат по груди |
через забор |
дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям |
по двору |
поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям |
Игро-гимнастика
«У ребят порядок строгий…»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий.
Методика проведения: Дети маршируют по залу и произносят слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места,
Ну-ка, быстро повторите так,
Как, покажу вам я!
После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну.
Физкультминутка «Аист»
Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.
— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
— Топай правою ногою, топай левою ногою, снова — правою ногою, снова — левою ногою. После — правою ногою, после — левою ногою. И тогда придешь домой.
Игро-ритмика
«Солнышко и дождик»
Цель: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона.
Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.
Музыкальный материал: «Вальс» Музыка Д. Шостаковича, «Дождик» музыка А.Александрова
Методика проведения: Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях:
• в движении;
• в игре на музыкальных инструментах;
• в вокальных импровизациях
Светит солнышко в окошко,
Не промочите вы ножки,
Выходите погулять,
Порезвиться, поиграть!
Под первую часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией.
По деревьям и по крышам
Дождик прогуляться вышел!
Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.
Эмоционально-волевой тренинг
«Звери лесные»
Цель: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений.
Методика проведения: Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд.
«Здравствуй»
Цель: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции.
Методика проведения: Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.
Креативный тренинг
«Шляпы»
Цель: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций.
Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей.
Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка.
Методика проведения: Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!» Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.
Упражнение на релаксацию
Устали овощи, сели отдыхать. |
|
Отдувается капуста: «Ах! Ах!» |
Обмахивать лицо ладошками. |
Морковка: «Эх! Эх!» |
Хлопать по коленям. |
Горох: «О-хо-хох!» |
Легко ударять пальчиками по коленям. |
Огурец: «Ух! Ух!» |
Хлопать в ладоши |