Включение воспитанников с ОПФР в объединения по интересам на базе учреждения дошкольного образования
Становление личности человека происходит в период детства. Для того чтобы быть успешными в современном обществе, воспитанники с ОПФР, как и все дети, должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми, проявлять толерантность. Отметим также, что социально–коммуникативное развитие воспитанниковдошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения дошкольного образования.
Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Но большинство современных родителей зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях в развитии способностей детей. Те же родители, кто осознает творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкиваются при этом с массой трудностей: территориальная удаленность и даже отсутствие разнообразных объединений по интересам для воспитанников дошкольного возраста. Поэтому педагогам учреждения дошкольного образованиянужно уделять особое внимание запросам семьи, создавая единое образовательное пространство для развития способностей детей, удовлетворения их потребности в творчестве, общении, развитии.
Мы считаем, что одной из форм, способствующей социализации дошкольников, формированию их активной жизненной позиции, поощрению детской инициативы, а также созданию условий для активного взаимодействия педагогов, родителей и детей на основе сотрудничества и взаимодействия, являются объединения детей по интересам.
Оказание образовательных услуг в объединениях осуществляется на основании нормативных правовых документов, регламентирующих их деятельность, организуется по группам с учетом следующих требований:
1.занятия должны проводиться с учетом состояния здоровья воспитанников;
2.продолжительность занятия не должна превышать 30 минут;
3.наполняемость групп должна быть не более 12 воспитанников;
4.в группах с длительностью пребывания воспитанников 10,5 – 12 часов занятия должны проводиться после дневного сна не более двух раз в неделю для воспитанников 4-5-летнего возраста, не более трех раз в неделю – для воспитанников 5-7-летнего возраста;
5. занятия, в которых преобладает статический компонент, должны проводиться не более 2 раз в неделю;
6.при посещении воспитанником нескольких занятий с преобладанием статического компонента они должны чередоваться с занятиями динамического характера;
7.длительность работы воспитанников с природными материалами (глина, лоза, соломка и др.), тканью, бумагой, картоном не должна превышать 15 минут.
Целью любого объединения является создание условий для социально-личностного развития ребёнка посредством организации разных видов детской деятельности.
Общие задачи объединений по интересам:
- создать условия для самореализации, самовыражения на основе творческой деятельности, самоутверждения детей;
- стимулировать коммуникативную активность воспитанников, способствовать расширению круга общения детей, а также активному стимулированию межвозрастного общения воспитанников;
- развивать инициативу, организаторские способности, формировать навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности;
- активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей, создать условия для вовлечения их в деятельность объединений, как полноправных участников образовательного процесса.
Так, на протяжении многих лет в ГУО "Детский сад № 86 г. Гомеля" действуют объединения хореографического, декоративно-прикладного, театрального, инструментального направления для воспитанников средней (4-5 лет) и воспитанников старшей (5 – 7лет) группы, объединения по подготовке к школе для воспитанников старшего дошкольного возраста.
В учреждении образования в 2022/2023 учебном году объединения по интересам посещает 9 воспитанников среднего возраста (из 18 воспитанников), 31 воспитанник старшего дошкольного возраста (из 39 воспитанников), что составляет 70% от возможного количества. Из них 24 воспитанника старшего дошкольного возраста имеютособенности психофизического развития. А это более 60% от участников объединений по интересам.
Какими же эффективными способами педагоги заинтересовывают родителей и привлекают ребят в детские объединения?
Существует ряд традиционных способовинформирования о работе объединения по интересам:
- оформление информационного стенда для родителей, где размещаются буклеты, рекламные листовки, план работы детского объединения;
- организация мероприятий в образовательном учреждении с привлечением обучающихся детских объединений;
- проведение выставки работ воспитанников, творческих мастерских для законных представителей воспитанников;
- проведение занятий, направленных на презентацию деятельности детского объединения;
- плакаты с фотографиями занятий объединений, копий дипломов, благодарностей ребятам, входящим в состав детского объединения.
Основополагающим компонентом успешной работы объединения является личность педагога, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности, педагога, который способен помочь ребенку стать самостоятельным творческим человеком, педагога, который может повлиять на формирование личности ребенка, педагога-лидера детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении педагог может через:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях.
Важную роль в работе объединения играет взаимодействие педагога дополнительного образования с законными представителями воспитанников в интересах творческого и свободного развития личности ребенка; в организации совместных массовых мероприятий.
Развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребенка. Современные дети стали совершенно другими. Принципиально меняется жизнь вокруг -- социальный мир, предметная среда, воспитательные, семейные модели и устои. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребенка в том направлении, которое соответствует его собственной траектории развития. Для этого особое внимание уделяется созданию в учреждении образования разнообразных объединений по интересам, признавая в то же время важность взаимодействия детей, как в малых, так и больших группах.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В настоящее время образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника имеет свою уникальность и своеобразие. Дошкольные учреждения могут осуществлять выбор видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы воспитанников, их законных представителей и педагогического коллектива.
Учитель-дефектолог Н.М. Мартыненко